Август Ланин

галерея работ художника

О художнике, статьи

 

 
 
Август Васильевич Ланин. Выставка произведений. Каталог. Ленинград "Художник РСФСР" 1898 г. Авт. статьи Каган М.С. Ред.  Мочалов Л.В.
 
Персональная выставка Августа Ланина неожиданна для зрителя прежде всего тем, что он видит на ней двух весьма различных и, на первый взгляд, никак друг с другом не соприкасающихся художников: один пред­ставляет зрителю картины и рисунки, другой — цветомузыкальные устрой­ства, решенные в архитектурном и дизайнерском ключе. Однако вниматель­ное ознакомление с экспонируемыми произведениями позволяет ощутить внутреннее единство двух сторон деятельности Ланина-художника; более того, он не удивится, узнав о существовании «третьего Ланина» — препода­вателя рисунка в Ленинградском инженерно-строительном институте, и «чет­вертого Ланина» — ученого, кандидата архитектуры, защитившего диссерта­цию на тему «Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе», ибо педагогика и разработка теоретических вопросов искусства органично связаны с его художественным творчеством. Ланин, действительно, необыкновенно цельный человек, остающийся верным себе, в какой бы сфере искусства он не трудился. И все же каждая сторона его деятельности столь самостоятельна, что требует и особого разговора. Начну с живописи и графики. Характеристику этих работ художника я хотел бы предварить таким общим наблюдением: в наше время — да, пожалуй, и в некоторые другие, переломные в истории культуры эпохи, — произведения искусства восприни­маются по-разному: в одних случаях восприятие замыкается на самом про­изведении, на его переживании и эстетическом любовании, в других — вы­ходит далеко за пределы непосредственной эмоциональной реакции, и произ­ведение направляет мысль па более широкие эстетические проблемы, зас­тавляя зрителя задуматься над изобразительными и выразительными возмож­ностями данного вида искусства, законами данного жанра, особенностями со­временного этапа развития художественной культуры.
Картины Ланина принадлежат к произведениям именно этого типа. Знаю, что у зрителей они вызывают разное к себе отношение, и это неудивительно — искусство Ланина порывает с традиционным представлением о картине, сложившемся па протяжении последних столетий, и ищет новую формулу живописи, новое понимание возможностей этого искусства. Подобный поиск ведется в наше время многими художниками, которым тесно в границах рас­пространенного представления о картине как окне в мир, как вырезе фраг­мента зрительного восприятия, как остановленном мгновении. В разных на­правлениях идут эти поиски — на путях обобщения или деформации зримых предметных  форм и цветовых отношений, на путях ассоциативного сцепления изображаемого с представлением, рождающимся в воображении зрителя, на путях свободного соединения разных фабульных ситуаций в единой ком­позиции, но во всех этих случаях художник как бы освобождает свою фан­тазию из плена оптической достоверности непосредственного созерцания ре­альности, стремясь сообщить зрителю об окружающем мире гораздо больше, чем он может увидеть. Тут-то и возникают размышления о том, вправе ли живопись выходить за пределы визуального опыта? Не вторгается ли она при этом в область литературы или орнаментально-декоративной росписи? Не подстерегают ли ее на этом пути опасности формализма?
Живописные и графические работы Лапина говорят прежде всего о безус­ловной содержательной осмысленности всех его экспериментов, ибо картина для него — средство выражения мысли широко обобщенного, философского масштаба, размышления о бытии, о жизни и смерти, о войне и миро, об истории и современности, о грядущих судьбах человечества; не случайно центральное место в его искусстве занимает тема космоса.
Интеллектуальная нагрузка большинства работ Ланина говорит об их об­ращенности к тому новому, современному типу зрителя, которого породила эпоха научно-технической революции и который ищет в искусстве прежде всего мысль, постановку так называемых глобальных проблем, осмысление бытия в контексте философии космического века. Этого зрителя не удовлет­воряют впечатления от картин импрессионистического или передвижниче­ского типа, поскольку в них зафиксировано либо чисто эмоциональное вос­приятие природы, либо конкретная сцена. Человеку, сформированному эпо­хой НТР, нужно от искусства, в том числе и от живописи, большего — того, что выходит за рамки: частного случая, частного переживания, мгновения, вырванного из потока времени. Понятно, что искусству слова пли кинема­тографу легче удовлетворить эту интеллектуально-эстетическую потребность, чем живописи, графике, скульптуре, потому их. бессловесные и одномомент­ные изображения гораздо менее популярны в наше время, чем романы и фильмы. Хорошо известны поиски крупнейшими мастерами изобразительного искусства XX века — и в нашем отечестве, и за рубежом — выразительных средств для предельно широких философских обобщений, для воплощения не только пространственных, но и временных отношений, а также способов максимальной интеллектуализации пластического искусства. В этом русле и развернулись искания Ланина.
Серия его ранних литографий свидетельствует о несомненной одаренности и уже зрелом мастерстве художника, однако, подобно многим своим сверст­никам, он не удовлетворился тем, что уже умел делать, и стал искать, по­началу в монотипиях, а затем в живописи изобразительный язык, раздвига­ющий границы интеллектуально-выразительных возможностей этого искус­ства. При этом Ланий не встал на путь простого подражания кому-либо из своих великих предшественников, он хотел найти: оригинальные решения за­дач, отвечающие складу его художнического сознания, его мировосприятию, его духовным интересам.
Главным направлением этих поисков оказалась работа над композицией. Художник строит рисунок и картину как монтаж множества сюжетов — иногда разных эпизодов  единого действия,  иногда и: разных действий,  связанных лишь ассоциативной работой логической мысли, памяти, воображе­ния; чаще всего мы встречаемся с симметричным построением изобразительного поля, при выделенном в центре крупнопланпом образе главного героя, окруженного «хороводом» частных эпизодов («Детство», «Автопортрет», «Пуш­кин», «На краю», «Венера XX века», «Полет»). Такой монтаж позволяет ху­дожнику вводить в изобразительное повествование время, ставшее самостоя­тельным действующим лицом в его картинах, где план прошлого соседствует с планом настоящего. Благодаря соединению на одном холсте изображения разных моментов жизненного процесса, традиционный для живописи жанр портрета превращается в автобиографическое повествование («Автопортрет (Скрижали)») пли в исследование жизни и творчества героя картины — А. С. Пушкина («Зимняя дорога»), В. С. Высоцкого («На краю»). Аналогич­ные устремления заставляют живописца часто включать в изобразительное поле картины слова — то простым набором разных терминов («Автопортрет»), то законченной фразой («Столетняя война»), а в посвященной О. Мандель­штаму картине-портрете «Одинокое множество звезд» само понятие «слово», многократно повторенное, как бы зазвучало в космическом пространстве. Слово активно работает и в названиях картин Ланина, неся в большинстве случаев значительную смысловую нагрузку, названия эти интересно подо­браны и серьезно продуманы, помогая зрителю попять глубинный смысл произведения, его символику. 
Общим принципом творческого метода Ланина является категорический отказ подчинять картину закону оптического восприятия, потребность вы­разить большую, емкую, философского масштаба мысль заставляет жерт­вовать иллюзорной целостностью ради логического решения. Это придает картинам и образам художника символический характер, выводя их. содер­жание за пределы непосредственно созерцаемого и переживаемого. По сим­волизм Лапина рационалистичен, что приводит подчас к известной литера­турности его композиций; однако художник этого не боится и смело и ре­шительно идет на такой эстетический риск не только потому, что превыше всего ценит в художественном произведении мысль, но и потому, что вовсе не отказывается от эмоциональности, он лишь хочет придать эмоциональ­ность, страстность самому мышлению, подобно тому, например, как это делал в своей интеллектуальной драматургии Бертольт Брехт. В этой связи и не должно вызывать удивления, что Ланин испытывает потребность не только творить, по п теоретизировать — рациональное начало столь сильно в его сознании, что требует выхода за пределы художественно-образного освоения мира в сферу самостоятельного философско-эстетического анализа. Сколь последователен Ланин в реализации этой цели? Ведь достигается она главным образом композиционными средствами — совмещением на одном холсте разнородного и разновременного.Тут нельзя не вспомнить, что подоб­ный «сюжетный коллаж» часто встречается в монументально-декоратнвном искусстве, и произведения Ланина кажутся нередко эскизами степных рос­писей. Можно предположить, что будь у пего реальные возможности, он и стал бы монументалистом, не случайна его тяга к диптихам и триптихам, и монументальность формы в рисунке, и использование цвета как средства условного,  декоративного  пли  символического  объединения  всего  изображения — контрасты теплого и холодного, темного и светлого, тяжелого и лег­кого — имеют в работах чисто метафорическое значение. Естественно по­этому, что графические эскизные варианты картин Лапина обладают иногда большей художественной цельностью, чем его холсты, недостаточное внима­ние к естественным цветовым отношениям мстит за себя. Рисунок же в ра­ботах крепок, традиционен, даже академичен — не зря Ланин преподает его будущим архитекторам. Но есть ли гармоничная связь между Ланиным-рисовалыциком и Ланиным-композитором? И нет ли противоречия между стремлением художника к остросовременному звучанию его произведений и опорой па древние доренессансные пласты художественного наследия? Хотя Ланин не подражает иконописи, некоторые ее принципы он берет на воору­жение: отказ подчинять изображение требованиям оптической достоверности, символическая структура образа, сочетание центрального сюжета с клеймами, включение слова в изображение. Примечательно и частое обращение худож­ника к мифологическим образам, античным и христианским, которым он дает неожиданные и остросовременные интерпретации — будь то Венера пли Даная, распятие или троица. Интерес к мифу и стремление говорить его язы­ком — характерная особенность интеллектуального искусства XX века. Опе­рирование мифологическими ассоциациями помогает Ланину выражать свое миропонимание. В чем же суть этого взгляда на мир?
Его исходное положение — величие, красота, непреложная ценность При­роды. Именно Природы с большой буквы. Он изображает подчас конкретные ландшафты, например, первозданный горный кряж («Зов») или перегоро­женный гигантскими валунами водный поток («Старый лось»), но не удов­летворяется видимым обликом природы, потому что хочет воплотить ее кос­мический масштаб, бесконечность в пространстве и во времени, соотнести че­ловека с космосом («Прощальный марш», «Одинокое множество звезд», «Ха­ос», «Военная юность моя», «Поэт»).
А сопровождает человека у Ланина всегда животное, они сродни друг другу и потому постоянно сопоставляются, сближаемые как по принципу их красоты (обнаженные женщины и кони), так и уродства. Два произведения кажутся мне в этом смысле ключевыми — монументальный рисунок углем «Земля» с образом сидящей на земле женщины, готовой разрешиться от сво­его бремени и окруженной ликующими светозарными планетами, и лириче­ский холст «Затмение» с идиллической группой лошадей на аналогичном космическом фоне.
Высшие ценности бытия — свобода, любовь, красота, вдохновение, им про­тивостоит открыто, подчас с плакатной прямолинейностью — война, вопло­щенная в образах насилия, ненависти, разрушения, смерти. Войны были ужасны и прежде («Орлеанская дева», «Противостояние»), по грядущая война несет с собой самую страшную угрозу — всеобщую гибель цивилиза­ции («Бывшая Землей»).
Таковы основные положения той философии бытия, которая составляет программу творчества Лапина. Она не слишком мудрена, эта программа, но остроактуальна в наше драматическое время, и нельзя не оценить желание художника воплотить ее на языке своего искусства.
Другое   направление творческой  активности! Лапина — работа над созданием светомузыкальных устройств, предназначенных для интерьеров обще­ственных зданий, парков, городских площадей. На выставке представлено не­сколько таких проектов, и реализованных, и еще неосуществленных. В них интересен, прежде всего, принцип сопряжения цвета и звука, оригинальный по сравнению с тем, что делается в этом направлении в других центрах цветомузыкального синтеза, и в нашей стране, и за рубежом. Сам Ланин так объясняет это: «В синтезе архитектуры и живописи должен рождаться це­лостный, художественный образ, эмоциональная содержательность которого производна от равнозначной эманации звука, цвета, пластики и цветодина­мики. При этом звук приобретает пространственные характеристики и «опре­деляется не только громкостью, расстоянием от источника звука до слуша­теля, стереофоническими параметрами, но имеет ассоциативно-смысловое, се­мантически выраженное содержание: «низкий», «средний», «высокий» — гра­витационную зависимость, трехкоординатную ориентацию в пространстве». Ланин исходит здесь из того, что «гравитационная ориентация — антрополо­гическое, изначально присущее человеку свойство»; гравитационные ассо­циации при восприятии звука обусловлены строением «цветового спектра не­бесного свода при восходе солнца — фиолетовым у горизонта, оранжево-жел­того чуть выше, еще выше — зеленым, переходящим с высотой в голубое». На этой основе художник-архитектор может «рисовать звук», ассоциативно определяя его «вес» и «массу», соотнося его с тектоникой сооружения и пла­стикой; так «музыкальная гамма и живописная гамма могут быть приведены в содержательное и эстетическое соответствие».
Цветомузыкальные устройства становятся у Ланина своеобразными архитектурно-скульптурными декоративными сооружениями, вписываются в ин­терьеры и в пространство площадей и наделяются большой силой идеологи­ческого и психологического воздействия. Особенно интересны в этом отно­шении цветомузыкальный памятник Октябрьской революции «Красная гвоз­дика», сконструированный для Архангельска, и «Цветок Молдавии», пред­назначенный для Кишинева, их сравнение показывает, как архитектор Ланин умеет создавать точные и яркие образы при решении различных идейно-художественных задач, образы действительно синтетической природы, в кото­рых, использованы все имеющиеся в распоряжении мастера средства — про­странственно-пластические, светоцветовые и музыкальные.
Разумеется, работы Ланина являются экспериментальными, нужна реали­зация всех его проектов и создание новых для того, чтобы проверить, уточ­нить и усовершенствовать предлагаемое им решение проблемы синтеза ис­кусства. Однако уже то, что сделано по этим проектам, свидетельствует о плодотворности поиска звукозрительного синтеза на данном пути, не ме­нее перспективном, чем все другие опыты такого рода.
Первая персональная выставка работ Августа Ланина приурочена к его шестидесятилетию. Это достойный отчет о творчестве своеобразного и зна­чительного современного художника.
 

"Назад в будущее". Август Ланин. Графика. Скульптура. 1960-е-1990- е гг. Каталог. СПб. 2008 год. Авт. статьи Пиликин Дмитрий.  
Галерея, занимающаяся современным искусством в предписанной позиции, устремлена к репрезентации актуального настоящего. Ретроспективы и обращение к истории искусства – удел музеев, которым и предназначено подвести черту, дабы затем все тщательно взвесив, и разложив по периодам и полочкам, взять в историю. Все это так, но «прочитывание» художника – процесс сложный и неоднозначный. Его мятущийся дух не хочет укладываться в строгое «прокрустово ложе» предписанной роли. Да и само ощущение «современности», как это часто бывает, не вполне вписывается в привычное линейное времяисчисление. Современники разбивают лбы, пытаясь открыть в форме и материале нечто свежее и новое, в то время как гораздо более эффективное решение уже пылится в архивах. 
Предложенная зрителю выставка архитектора и художника Августа Ланина – это не историческая ретроспектива, уже ушедшего из жизни художника, а желание испытать инверсию времени, показать насколько сочно, свежо и актуально прочитываются сегодня графические листы, сделанные в 60-е годы и как не менее свежо и актуально выглядит пластика скульптурных композиций, созданных автором уже в конце жизненного пути – в середине 90-х.
Родившийся в 1925 году Ланин, прожил жизнь в постоянном «времени перемен» стремительно меняющегося  российского политического ландшафта. Наверное, именно это ясно ощутимая прозрачность проступающих сквозь друг друга временных пластов, обобщенная в очень характерной для каждого времени эстетике, и подкупает прежде всего в его творчестве. Здесь собрано все: дар художественного осмысления мира, дарованный еще в детстве; война, к началу которой ему как раз исполнилось 16; выбор, необходимой для лежащей в разрухе Родины, профессии архитектора; участие в работе над культовыми проектами московского метрополитена и гостиницы «Ленинград»; восторг космической эры, когда казалось что уже через год «на Марсе будут яблони цвести»; участие в проектировании базовых лунных станций; сомнение в этических и эстетических идеалах советского государства; неминуемые для каждого художника – мыслителя фундаментальные размышления об истории и духовности и, наконец, пристальные и экзаменующие наблюдения себя в автопортретах.
Яркая и строгая графика 60-х: фигуративная, экспрессивно абстрактная, символически плакатная, или даже орнаментально-знаковая соединена в выставочном проекте со скульптурными работами 90-х годов. Архитектурное образование и практика позволяли Ланину быть более свободным в выборе художественных материалов, хотя часто этот выбор диктовался складывающимися реалиями жизни. Так в «бедных» 1990-х он начинает работать с «подножным» материалом – обычной алюминиевой проволокой. То, что для любого современного художника было очевидным «модернистским» выбором для Ланина есть следствие развитие собственной эстетики и жизненных обстоятельств (а он из тех художников, которые будут работать несмотря ни на что). Необычный материал проходит в его руках серьезное пластическое исследование и испытание на точность в передаче движения и формы. И тут «прошлое» снова дает фору «настоящему». В условных и полупрозрачных фигурах дышит каждый мускул и электричество продолжает жить в сменивших роль высоковольтных проводах.

 
"Август Ланин: художник, архитектор, теоретик." Август Ланин. Графика. Скульптура. 1960-е-1990- е гг. Каталог. СПб. 2008 год. Авт. статьи Войтекунас Валентина.

 
"Люди на Луне: взгляд из середины 20 века" - выставка петербургского художника Августа Ланина
 

 


 

 

 


Создание сайта - sitespring.ru

Галерея советской живописи

"Стеклянное небо"

© 2010 augustlanin.ru