|
||||||||
О художнике, биография
Август Васильевич Ланин (1925-2006) родился в местечке Красивая Мечь Тульской губернии в семье профессионального революционера, левого эсера, после 1917 г. ставшего председателем сельской коммуны и убитого неизвестными в 1929 г. С 1930 г. Ланин жил в Москве, с 1937 г. до конца жизни - в Санкт-Петербурге. Участник Великой Отечественной войны. Окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1952). Член Союза архитекторов (1956) и Союза художников (1959). Профессор кафедры рисунка и живописи архитектурного факультета ЛИСИ-СПбГАСУ (1990), действительный член Академии гуманитарных наук (1994), кандидат архитектуры (1984). В творчестве Ланина различаются несколько периодов. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов в Ленинграде пользовалась широкой популярностью его ранняя графика. В эти годы он участвовал во многих выставках, в том числе в Англии и странах Латинской Америки. В 1963 г. в ходе так называемой «ильичевской кампании» его работы были объявлены «формалистическими», после чего в течение пятнадцати лет доступ к выставкам был для него закрыт. С 1963 до конца шестидесятых - период поп-арта. В это время Ланин создает большое количество коллажей, объектов и инсталляций, позволяющих рассматривать его в качестве одного из первых представителей советского андеграунда. Однако уже с конца шестидесятых он переходит к экспериментам в области синтеза искусств (цветомузыкальные архитектурные объекты). Хотя из десятков масштабных проектов, в том числе утвержденных и принятых заказчиком, были в итоге осуществлены лишь несколько наименее значительных, эта сторона его творчества получила наибольшую известность, неоднократно освещалась советской прессой («Правда», «Известия», «Ленинградская правда», «Декоративное искусство СССР» и др.) радио и телевидением. В 1973-1974 гг. в рамках государственной программы освоения Луны по заказу Института медико-биологических проблем им был выполнен концептуальный проект искусственной среды активного эмоционального воздействия на электронной основе, призванный решить проблему сенсорной депривации человека в условия длительного пребывания в космосе. В 1974 г. Ланин обращается к cтанковой живописи. Уже три года спустя его первая персональная выставка в ЛОСХе, на которой была представлена только живопись, имела сенсационный успех у зрителей и сопровождалась бурными дискуссиями, что вызвало крайне резкую негативную реакцию руководства этой организации. В 1979 г. таким же успехом пользовалась вторая выставка живописи Ланина в Союзе архитекторов. Однако следующая его выставка была разрешена только в 1989 г., когда интеллигенция была полностью поглощена политическими событиями, и особого резонанса она не имела. В девяностые годы Ланин преимущественно занимался концептуальной архитектурой и работал над монументальным живописным циклом «Апокалипсис», а в последние годы жизни создавал каркасные скульптуры из алюминиевой проволоки; часть их приобрел Государственный Русский музей. Живописные и графические работы Ланина имеются также в Пушкинском доме, Музее истории Санкт-Петербурга, частных собраниях в России, Германии, Англии и Финляндии. |
||||||||
|